ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: Николай Воробей: зачем нефтяной капитан белорусской коррупции пришвартовался в Украине? ЧАСТЬ 1
Несмотря на то, что в Беларуси нет собственных крупных нефтяных месторождений (годовая добыча всего 1,6 миллиона тонн), нефть и нефтепродукты являются главной статьей её экспорта. С начала века он стремительно рос: в 2001 году республика экспортировала 7,7 миллионов тонн нефтепродуктов, в 2005-м уже 13,5 миллиона тонн, 2012 год стал рекордны – более 17,5 миллиона тонн, а сейчас экспорт упал до 12 миллионов тонн. Главный источник нефти для Беларуси — это Россия, через республику проходят две ветки крупнейшего в мире стратегического нефтепровода «Дружба». Главная идет на запад, и на ней стоит Мозырский НПЗ (потом она разделяется на северную и южную), прибалтийская идет в порты Латвии и Литвы, и на ней стоит Новополоцкий НПЗ. Прибалтийская ветка не работает с 2006 года, после аварии российский оператор нефтепровода не захотел её ремонтировать, а затем Россия начала строительство «обходного нефтяного порта» в Усть-Луге, то есть дело было политическим. Но «наказывали» не только прибалтов. Между Москвой и Минском несколько раз вспыхивала «нефтяная война» (в январе 2020-го как раз началась очередная). В основном она сводилась к тому, что Россия лишала Беларусь возможностей зарабатывать на её нефти, используя это как средства принуждения к «полному союзу». Лукашенко в ответ то грозил повышением транзитных тарифов, то шел на уступки, то искал альтернативу российской нефти — например, в Венесуэле (этим вопросом занимался лично Шейман).
Там, где в экономике возникают какие-то препятствия и проблемы, тут же находятся ушлые людишки, желающие на них заработать. А если они создают схемы с колоссальным оборотом и огромной прибылью, то можно не сомневаться, что власть не только в курсе их афер, но и в доле. В этом отношении Беларусь ничем не отличается от Украины. Разница только в том, что Бацька сам устанавливает правила игры и строго наказывает за их нарушения. Если в Украине опальных чиновников и олигархов просто отстраняли от кормушки, то в Беларуси их сажали, в том числе самых приближенных – правда, потом миловали, и они снова получали должности и занимались бизнесом. В этом и заключается система «перетрахивания» Александра Лукашенко.
Николай Воробей как раз и стал одним из таких ушлых людишек. Его нефтяной бизнес начался еще в 90-х, когда его фирма «Интерсервис» стала посредником в поставках нефти на Новополоцкий НПЗ. Но тогда он просто «сидел на трубе», а вот с 2007 года, когда после аварии прибалтийская ветка «Дружбы» перестала работать, ситуация резко изменилась – теперь работа Новополоцкого НПЗ полностью зависела от железнодорожного транспорта. Кроме того, и это самое важное, отправлять топливо в Литву и Латвию стало возможно только цистернами. На этом и была построена новая схема. Кстати, отметим: тогда же был посажен председатель «Белнефтехим» Александр Боровской, и под арест попал сам Воробей. Зная характер Лукашенко, можно сказать, что Воробья хорошенько припугнули перед тем, как поставить его управлять большим теневым бизнесом.
По соглашению с Россией, Беларусь должна возвращать ей экспортную пошлину (около 300 долларов с тонны) с российской нефти и выработанного из неё нефтяного топлива (бензин, дизель, мазут), отправляемые на экспорт. Эта мера была введена для того, чтобы покупая российскую нефть по «внутренним» ценам, Беларусь не продавала топливо с хорошим наваром – лишая его Россию. Однако в данном соглашении оставили лазейку: экспортная пошлина не возвращается с таких нефтепродуктов, как растворители. И вот «Интерсервис» начал экспортировать в Литву и Латвию дизтопливо и бензин под видом растворителей марок T и L, и мазут под видом смазок и антикоррозионной смеси. С 2011 года объемы этого экспорта резко выросли, в 2012-м достигнув более 3 миллионов тонн. Все это производилось на Новополоцком НПЗ «ОАО «Нафтан») из сырья, закупаемого у дочерних структур «Татнефти», а также через малоизвестные и совсем уж сомнительные российские фирмы – возможно, и через «АМКО», а также через контролируемое Воробьем ООО «Ресурс-Танкер» (ОГРН 1157746447980).
Лукашенко был не только в курсе этих афер, он им способствовал. А в 2012 году по его указу в собственность «Интерсервиса» был отдан Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов, построенный еще при СССР но давно простаивавший. Это предприятие предназначалось для производства кормовых добавок из нефти, но при некоторой реконструкции могло выпускать и топливо – поэтому его планировали превратить в еще один нефтеперегонный завод, для расширения производства «растворителей» на экспорт. Под этот проект даже учредили ООО «Новополоцкий НПЗ» (не путать с НПЗ «Нафтан»). Однако по какой-то причины планы провалились, и «Интерсервис» вложил свою льющуюся рекою прибыль в «АМКОДОР» и ряд других предприятий, а также купил крупнейший в стране нефтебитумный завод. Основным покупателем его продукции (460 тысяч тонн или 550 тысяч производимых в 2017 году) стала Украина. Но действительно ли это битум или же какая-то очередная афера? Не забываем, что в последние годы Беларусь является основным поставщиков в Украину дизельного топлива и важнейшим поставщиком мазута.
Говорили, что Лукашенко поставил Воробья на теневой экспорт в Прибалтику, а Чижа – на такой же экспорт в Европу и Украину. Однако потом Чиж «проворовался», плюс его активно подсидели — возможно, именно Воробей. Потому что после ареста Чижа и перехода его активов к Олексину, Воробей получил в разработку украинское направление.
Удивляет вот что: о топливно-экспортных аферах Лукашенко и его ручных олигархов в Беларуси знали все: от железнодорожных рабочих до чиновников Совмина. И уж конечно же об этом знали в Кремле. Но почему же российская сторона годами закрывала на это глаза? На это счет существует мнение, что в доле этих теневых схем был не только Лукашенко, но и… Путин, либо же, как минимум, Медведев. Поскольку из многочисленных источников SKELET-info не раз всплывала обрывчатая информация о прямом участии в этих схемах «питерских» (и снова вспомним зарегистрированную в Петербурге «АМКО»).
Второй конец цепочки тоже интересен. СМИ сообщали, что Лукашенко использовал теневой экспорт нефтепродуктов в Прибалтику для укрепления отношений с тамошними политиками и бизнесменами, с помощью которых он хотел «отмыть» своё имя в глазах Европы. Но нити тянулись еще дальше: к литовской и латышской «нефтяной мафии», непосредственно связанной с руководством этих республик (Эдгар Ринкевич, Линкас Линкявичус, Янис Кажоциньш, Андрис Берзиньш), а затем в Великобританию, которая покупала значительную часть этих «растворителей», перерабатываемых в Прибалтике в качественное топливо. Так вот, за британскими предприятиями и виргинскими оффшорами, участвовавших в этих схемах, стоит… финансовая группа Ротшильдов! Которая, кстати, в 2010 году консультировала Лукашенко по вопросам «приватизации и экономических реформ». А не для кого не секрет, что Ротшильды также являются «покровителями» российской власти. Публицист Эрик Форд даже считает, что Путин – это политико-экономический проект Ротшильдов. И в таком случае странные отношения Минска и Москвы, которые публично устраивают «нефтяные войны», а за кулисами создают нефтяные схемы, становятся понятными.
«Ласкаво просимо до України!»
В 2019 году 30% бензина и 56% дизельного топлива Украина импортировала из Беларуси. В основном это топливо Мозырского НПЗ, а вот продукция Новополоцкого завода занимает пока лишь десятую часть импорта из Беларуси. Но и Воробей начал осваивать украинское направление сравнительно недавно, с 2016 года. Активную же экспансию он начал только в 2019 году, но уже бодро выступает от имени всей нефтяной промышленности Беларуси, обещая украинцам бесперебойные поставки топлива.
Но эти заявления Николай Воробей делал не как производитель топлива, а как новый хозяин трубы, по которому оно поступает в Украину. История «ПрикарпатЗападтранс» следующая: до 2016 года этот украинский участок нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление» контролировался российской «Транснефтью» через АО «Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов». Попытки отобрать его у России предпринимались еще с 2011 года, но успехом они увенчались только в конце 2015-го, когда Апелляционный хозяйственный суд Ровно подтвердил права собственности Украины на этот участок трубопровода.
Однако державе не удалось даже, что называется, подержать его в
руках! Потому что тогда же «Транснефть» продала все 100% акций
«Юго-Западное акционерное общество» фирме «International Trading
Partners AG», зарегистрированной в Швейцарии и принадлежащей гражданину
ФРГ Анатолию Шеферу. Как очень быстро выяснили журналисты, господин
Шефер непосредственно связан с Виктором Медведчуком.
Уже в декабре 2015-го сделку одобрил Антимонопольный комитет Украины –
не смотря на решение Ровненского суда! Видимо, в этой ситуации
последнее слово было не за законом, а за «решалами» из окружения
президента Порошенко,
который хоть и создавал видимость непримиримой политической вражды с
Медведчуком, не мешал тому ни делать бизнес, ни участвовать в Минском
процессе.
Сразу после продажи, простаивавший почти два года (с начала конфликта) нефтепродуктопровод заработал, став основным источником дизтоплива для Украины. Можно было только догадываться, сколько с его транзита имела швейцарская «International Trading Partners» и лично Медведчук! Но почему же он потом решил уступить этот прибыльный бизнес Воробью? Возможно, ответ на этот вопрос мы скоро узнаем, а пока давайте посмотрим короткую, но бурную историю их сотрудничества.
В 2015 году еще одна контролируемая Медведчуком фирма «Arida Global» занималась поставками угля
с территории «ЛДНР» на украинское предприятие «Центрэнерго». За это
предприятие давно уже ведется борьба между украинскими олигархами, и
было вполне ожидаемо, что Медведчук будет одним из тех, кто захочет его
«прихватизировать». Однако в конце 2018 года владельцем «Центрэнерго»
едва не стал Николай Воробей! Его предприятие «Нефтебитумный завод»
почти стало участником конкурса, но было отклонено комиссией Фонда
Госимущества из-за связи бизнеса Воробья с санкционными российскими
компаниями. То есть можно предположить, что уже тогда Медведчук был
готов уступить Воробью «Центрэнерго».
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Николай Воробей
В 2012 году Николай Воробей вновь «материализовался» и обзавелся
новым стратегическим партнером – им стал Александр Шакутин, бывший
директор медцентра Минского тракторного завода, гендиректор ЗАО
«Продмединвест», вместе со своим родным братом «мутивший» медицинский
бизнес (брат в итоге сел за взятку). Шакутин был в фаворитах у
окружения Лукашенко, поэтому ему выделили в кормление заводик – он стал
председателем совета директоров ОАО «АМКОДОР», созданного на базе
минского завода «Ударник» (выпускавшего спецтехнику). Так вот, в 2012
году Шакутин ввел в «АМКОДОР» Воробья, передав «Интерсервису» 53% акций
предприятия (в обмен на акции самого «Интерсервиса»). Через несколько
лет они снова разделили свой бизнес, при этом «АМКОДОР» остался за
Шакутиным. Кстати, вопрос: какая связь между «АМКОДОР» и учрежденной в
Петербурге «АМКО»? Судя по заявлениям Шакутина, что он близко знал
Воробья еще с конца 90-х, наличие такой связи очевидно, однако Воробей
это скрывает.
Александр Шакутин (слева) и Николай Воробей
В 2013 году Николай Воробей стал соучредителем «Бремино Групп» —
одного из крупнейших логистических операторов Беларуси, который в
2018-м получил от Лукашенко льготы и особую экономическую зону
«Бремино-Орша». Компаньонами Воробья стали приближенные к власти
бизнесмены Александр Зайцев – бывший сотрудник МИДа, работавший в офисе
Совмина Беларуси, близкий друг старшего президентского сына Виктора
Лукашенко (почти аналог Саши Стоматолога), и Алексей Олексин – владелец
«Белнефтегаза» и «Табакерки» (фактически Лукашенко отдал ему на откуп
монополию по продаже сигарет в республике). Также Олексин известен тем,
что когда он ранее работал в «Белвнешторгинвесте» (структура
Управления делами президента), он курировал работу компании «Трайпл»
Юрия Чижа – коррумпированного бизнесмена, тоже торговавшего
нефтепродуктами, в 2012 году попавшего под санкции ЕС за «финансирование режима Лукашенко»,
а в 2016 году арестованному белорусским КГБ по обвинению в неуплате
налогов в особо крупных размерах и проведшему в камере почти полгода.
Источники SKELET-info сообщили, что Бацька рассердился на Чижа за то, что тот «крысил» и пытался сбежать из страны.
Юрий Чиж
Как растворитель превращается в бензинНесмотря на то, что в Беларуси нет собственных крупных нефтяных месторождений (годовая добыча всего 1,6 миллиона тонн), нефть и нефтепродукты являются главной статьей её экспорта. С начала века он стремительно рос: в 2001 году республика экспортировала 7,7 миллионов тонн нефтепродуктов, в 2005-м уже 13,5 миллиона тонн, 2012 год стал рекордны – более 17,5 миллиона тонн, а сейчас экспорт упал до 12 миллионов тонн. Главный источник нефти для Беларуси — это Россия, через республику проходят две ветки крупнейшего в мире стратегического нефтепровода «Дружба». Главная идет на запад, и на ней стоит Мозырский НПЗ (потом она разделяется на северную и южную), прибалтийская идет в порты Латвии и Литвы, и на ней стоит Новополоцкий НПЗ. Прибалтийская ветка не работает с 2006 года, после аварии российский оператор нефтепровода не захотел её ремонтировать, а затем Россия начала строительство «обходного нефтяного порта» в Усть-Луге, то есть дело было политическим. Но «наказывали» не только прибалтов. Между Москвой и Минском несколько раз вспыхивала «нефтяная война» (в январе 2020-го как раз началась очередная). В основном она сводилась к тому, что Россия лишала Беларусь возможностей зарабатывать на её нефти, используя это как средства принуждения к «полному союзу». Лукашенко в ответ то грозил повышением транзитных тарифов, то шел на уступки, то искал альтернативу российской нефти — например, в Венесуэле (этим вопросом занимался лично Шейман).
Там, где в экономике возникают какие-то препятствия и проблемы, тут же находятся ушлые людишки, желающие на них заработать. А если они создают схемы с колоссальным оборотом и огромной прибылью, то можно не сомневаться, что власть не только в курсе их афер, но и в доле. В этом отношении Беларусь ничем не отличается от Украины. Разница только в том, что Бацька сам устанавливает правила игры и строго наказывает за их нарушения. Если в Украине опальных чиновников и олигархов просто отстраняли от кормушки, то в Беларуси их сажали, в том числе самых приближенных – правда, потом миловали, и они снова получали должности и занимались бизнесом. В этом и заключается система «перетрахивания» Александра Лукашенко.
Николай Воробей как раз и стал одним из таких ушлых людишек. Его нефтяной бизнес начался еще в 90-х, когда его фирма «Интерсервис» стала посредником в поставках нефти на Новополоцкий НПЗ. Но тогда он просто «сидел на трубе», а вот с 2007 года, когда после аварии прибалтийская ветка «Дружбы» перестала работать, ситуация резко изменилась – теперь работа Новополоцкого НПЗ полностью зависела от железнодорожного транспорта. Кроме того, и это самое важное, отправлять топливо в Литву и Латвию стало возможно только цистернами. На этом и была построена новая схема. Кстати, отметим: тогда же был посажен председатель «Белнефтехим» Александр Боровской, и под арест попал сам Воробей. Зная характер Лукашенко, можно сказать, что Воробья хорошенько припугнули перед тем, как поставить его управлять большим теневым бизнесом.
По соглашению с Россией, Беларусь должна возвращать ей экспортную пошлину (около 300 долларов с тонны) с российской нефти и выработанного из неё нефтяного топлива (бензин, дизель, мазут), отправляемые на экспорт. Эта мера была введена для того, чтобы покупая российскую нефть по «внутренним» ценам, Беларусь не продавала топливо с хорошим наваром – лишая его Россию. Однако в данном соглашении оставили лазейку: экспортная пошлина не возвращается с таких нефтепродуктов, как растворители. И вот «Интерсервис» начал экспортировать в Литву и Латвию дизтопливо и бензин под видом растворителей марок T и L, и мазут под видом смазок и антикоррозионной смеси. С 2011 года объемы этого экспорта резко выросли, в 2012-м достигнув более 3 миллионов тонн. Все это производилось на Новополоцком НПЗ «ОАО «Нафтан») из сырья, закупаемого у дочерних структур «Татнефти», а также через малоизвестные и совсем уж сомнительные российские фирмы – возможно, и через «АМКО», а также через контролируемое Воробьем ООО «Ресурс-Танкер» (ОГРН 1157746447980).
Лукашенко был не только в курсе этих афер, он им способствовал. А в 2012 году по его указу в собственность «Интерсервиса» был отдан Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов, построенный еще при СССР но давно простаивавший. Это предприятие предназначалось для производства кормовых добавок из нефти, но при некоторой реконструкции могло выпускать и топливо – поэтому его планировали превратить в еще один нефтеперегонный завод, для расширения производства «растворителей» на экспорт. Под этот проект даже учредили ООО «Новополоцкий НПЗ» (не путать с НПЗ «Нафтан»). Однако по какой-то причины планы провалились, и «Интерсервис» вложил свою льющуюся рекою прибыль в «АМКОДОР» и ряд других предприятий, а также купил крупнейший в стране нефтебитумный завод. Основным покупателем его продукции (460 тысяч тонн или 550 тысяч производимых в 2017 году) стала Украина. Но действительно ли это битум или же какая-то очередная афера? Не забываем, что в последние годы Беларусь является основным поставщиков в Украину дизельного топлива и важнейшим поставщиком мазута.
Говорили, что Лукашенко поставил Воробья на теневой экспорт в Прибалтику, а Чижа – на такой же экспорт в Европу и Украину. Однако потом Чиж «проворовался», плюс его активно подсидели — возможно, именно Воробей. Потому что после ареста Чижа и перехода его активов к Олексину, Воробей получил в разработку украинское направление.
Удивляет вот что: о топливно-экспортных аферах Лукашенко и его ручных олигархов в Беларуси знали все: от железнодорожных рабочих до чиновников Совмина. И уж конечно же об этом знали в Кремле. Но почему же российская сторона годами закрывала на это глаза? На это счет существует мнение, что в доле этих теневых схем был не только Лукашенко, но и… Путин, либо же, как минимум, Медведев. Поскольку из многочисленных источников SKELET-info не раз всплывала обрывчатая информация о прямом участии в этих схемах «питерских» (и снова вспомним зарегистрированную в Петербурге «АМКО»).
Второй конец цепочки тоже интересен. СМИ сообщали, что Лукашенко использовал теневой экспорт нефтепродуктов в Прибалтику для укрепления отношений с тамошними политиками и бизнесменами, с помощью которых он хотел «отмыть» своё имя в глазах Европы. Но нити тянулись еще дальше: к литовской и латышской «нефтяной мафии», непосредственно связанной с руководством этих республик (Эдгар Ринкевич, Линкас Линкявичус, Янис Кажоциньш, Андрис Берзиньш), а затем в Великобританию, которая покупала значительную часть этих «растворителей», перерабатываемых в Прибалтике в качественное топливо. Так вот, за британскими предприятиями и виргинскими оффшорами, участвовавших в этих схемах, стоит… финансовая группа Ротшильдов! Которая, кстати, в 2010 году консультировала Лукашенко по вопросам «приватизации и экономических реформ». А не для кого не секрет, что Ротшильды также являются «покровителями» российской власти. Публицист Эрик Форд даже считает, что Путин – это политико-экономический проект Ротшильдов. И в таком случае странные отношения Минска и Москвы, которые публично устраивают «нефтяные войны», а за кулисами создают нефтяные схемы, становятся понятными.
«Ласкаво просимо до України!»
В 2019 году 30% бензина и 56% дизельного топлива Украина импортировала из Беларуси. В основном это топливо Мозырского НПЗ, а вот продукция Новополоцкого завода занимает пока лишь десятую часть импорта из Беларуси. Но и Воробей начал осваивать украинское направление сравнительно недавно, с 2016 года. Активную же экспансию он начал только в 2019 году, но уже бодро выступает от имени всей нефтяной промышленности Беларуси, обещая украинцам бесперебойные поставки топлива.
Но эти заявления Николай Воробей делал не как производитель топлива, а как новый хозяин трубы, по которому оно поступает в Украину. История «ПрикарпатЗападтранс» следующая: до 2016 года этот украинский участок нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление» контролировался российской «Транснефтью» через АО «Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов». Попытки отобрать его у России предпринимались еще с 2011 года, но успехом они увенчались только в конце 2015-го, когда Апелляционный хозяйственный суд Ровно подтвердил права собственности Украины на этот участок трубопровода.
Сразу после продажи, простаивавший почти два года (с начала конфликта) нефтепродуктопровод заработал, став основным источником дизтоплива для Украины. Можно было только догадываться, сколько с его транзита имела швейцарская «International Trading Partners» и лично Медведчук! Но почему же он потом решил уступить этот прибыльный бизнес Воробью? Возможно, ответ на этот вопрос мы скоро узнаем, а пока давайте посмотрим короткую, но бурную историю их сотрудничества.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий